Дмитрий Васильев
Дмитрий Васильев: «Классика – квинтэссенция всего самого лучшего»
На сей раз героем Svay-чаепития стал настоящий ценитель классической музыки - дирижер омского симфонического оркестра Дмитрий Васильев. Пять лет назад, приехав в омскую филармонию, он подарил ей новую жизнь. С его приходом в репертуаре оркестра появилось более сорока новых произведений, в концертах стали участвовать известнейшие музыканты. Попить чай в уютной обстановке и побеседовать со столь образованным и интересным человеком о классической музыке - оказалось одно удовольствие.
— Что вы сейчас репетируете?
— Мы готовимся к концерту. Играем Чайковского, третий концерт Рахманинова - невероятно сложный. C нами выступит солистка из Петербурга, кстати, уроженка Омска.
— Легко ли управлять целым оркестром - огромным коллективом?
— Я вам скажу, что хорошо делать любое дело непросто. Смотря, как к этому относишься. Я считаю, что если что-то делать, то делать это нужно на полную катушку.
— То есть вы перфекционист?
— Можно сказать так. Хотя конечно, если бы я был законченным перфекционистом, то оркестр от меня бы уже взвыл. Но я иногда позволяю немного расслабиться. Сейчас летний сезон, и мы, так сказать, на зимнем жирке, на высоком уровне, который наработали за сезон. Жарко же уже, настроение нерабочее, отпускное. Вообще в этом оркестре существует наработанный десятилетиями уровень, ниже которого качество не опустится.
— Чем планируете удивить зрителей на закрытии сезона?
— Планируются «Танцы с оркестром». Оркестр займет 2/3 сцены, а 1/3 - танцпол. Будут танцевать профессиональные танцоры, и любой желающий сможет к ним присоединиться. Будем играть ча-ча-ча, вальс, самбу, танго. Мы много экспериментируем, расширяем репертуар. Даже рок-музыку играли, «Призрак оперы», мюзикл «Кошки», «Иисус Христос - суперзвезда». Все это можно играть.
— Недавно исполнилось 70 лет омской филармонии. Какие итоги вы можете подвести этому периоду?
— Мне намного меньше! Я не могу сказать, какой была филармония 70 лет назад. Но за те пять лет, которые я здесь работаю, могу сказать, что перемены к лучшему. Даже не знаю, кого за это благодарить. Ведь мы уже два года живем в кризисе, который заставил менять структуру филармонии, который заставил напрячься.
— В репертуаре омской филармонии появилось много произведений, в том числе и для молодежи. Расскажите об этом поподробнее.
— Ну, как сказать молодежные. Мы играем киномузыку из «Гарри Поттера», «Звездных войн», «Титаника», «Гладиаторов». Эта музыка нравится не только молодежи. Это ведь тоже классика. Мало кто замечает, что в кино музыка симфоническая. Именно симфоническому оркестру режиссеры доверяют передачу нужного настроения. Будь это поле стероидов в «Звездных войнах» или «Хроники Риддика».
— Оркестру наверняка нравятся подобные эксперименты?
— Конечно. Ведь классическая музыка - не есть что-то застывшее. В 19 веке, когда Чайковский писал новую симфонию, публика с нетерпением ждала премьеры. Так же, как ждут сейчас нового альбома Димы Билана. На премьерах симфонии Берлиоза были драки. Страсти кипели! И сейчас есть новые сочинения, только настоящая музыка утонула в грязевом потоке информации, который все сметает на своем пути. Куда не придешь, везде звучит музыка. А раньше фон жизни был совершенно другой. И где послушать музыку? Только в концертном зале, в опере. Люди настолько ценили музыку... А сейчас! В телефоне, в автомобиле - музыка обесценилась. Однако, еще живет определенная каста настоящих ценителей музыки, в том числе молодежь.
— А какой рингтон стоит на вашем телефоне?
- Я люблю музыку только в концертном зале, поэтому у меня стоит стандартная мелодия «Дзинь, дзинь». А то прилипнет какая-нибудь навязчивая мелодия. Хорошо если это тема любви из «Ромео и Джульетты» Чайковского. Тогда приятно напевать.
— Какие направления в музыке нравятся вам?
— Мне нравится хорошая музыка. Даже рок-музыку, если она написана талантливым композитором, почему бы не послушать, почему бы не сыграть!? Конечно, лучше классики нет ничего. Классика - это квинтэссенция всего самого лучшего. К сожалению, классику не все слушают. Это как классическую литературу не все читают. Но Достоевский не становится хуже оттого, что его читают только 5% населения. Так же и классическая музыка не становится хуже оттого, что в нашей стране ее слушают всего 3%.
— В одежде тоже предпочитаете классический стиль?
— Я предпочитаю стиль «Удобный», и чтобы не так часто гладить...
— С кем из солистов вы хотели бы поработать?
— Ну конечно можно помечтать: я хочу работать с оперной дивой Анной Нетребко или знаменитейшим пианистом Евгением Кисиным. Только их графики расписаны на лет пять вперед и за бешеные гонорары. Но если быть реалистом, то следующий сезон с нами открывает настоящая легенда русской виолончельной школы Наталья Гудман, так же выступит с нами Аркадий Шилклопер - лучший джазовый исполнитель на волторне, альпийском роге, диджериду. Одинаково здорово играть как классику, так и джаз¸ музыку третьего направления.
— На концертах оркестра обычно много зрителей?
— Всегда хочется больше! Мы хотим, чтобы у нас был полный зал, но зал у нас огромный, 1200 мест. Я не знаю ни одного города-миллионника, где зал на концерте симфонического оркестра забивался бы до отказа.
— Вы окончили две консерватории. Это порыв молодой души, очарованной музыкой, или влияние родителей?
— Родители в этом плане поступили очень мудро, предоставив мне полную свободу выбора. Я после 8 класса решил, что школа мне надоела, а без музыки я не могу. Я мог быть и художником, у меня отец - художник, а вот мама - музыкант и она задавала мне высокую планку. Когда я ходил в музыкальную школу, бывало, преподаватель говорил: «Вот мама-то у тебя известный музыкант! А ты почему пришел, не выучил этюд?» Я учился в классе баяна, как и мама.
— А какими-то еще музыкальными инструментами увлекались в молодости?
— В молодости я хоть и любил играть на баяне, но больше мне нравилась гитара. Как только научился на ней играть, сразу авторитет в классе возрос, девчонки, ребята - лидеры подтянулись. Мы даже создали при школе группу, в которой я играл. А когда серьезно профессионально начал заниматься музыкой, то я по-настоящему понял ее ценность. Хотя, признаюсь, продолжал писать песенки...
— Ваша семья часто ходит на ваши концерты?
— Не так часто... Моя супруга - не музыкант и относится к той категории людей, которые больше слушают популярную музыку. А вот свою семилетнюю дочку я вожу на концерты регулярно.
— Дочь гордится папой - главным дирижером?
— Да. Как-то прихожу за ней в садик и слышу «Меня трогать нельзя, у меня папа - главный дирижер». Ну, я ей, конечно, потом сказал, что это некрасиво...
— У дочери проявляются музыкальные способности?
— Она хорошо рисует и очень пластична. Вот насчет слуха, мне кажется, похуже... Так что насчет музыкальной школы нужно еще подумать.
— А сердце жены покорили музыкой?
— Нет. Хотя познакомились мы после моего концерта. Я сам не знаю, как так получилось, что я выбрал спутницу жизни, которая не увлекается классической музыкой.
— Нет конфликтов с женой по поводу той музыки, которую слушает она, и которую предпочитаете вы? Например, в машине.
— Раньше было такое. Хотя сейчас конфликтов нет на этой почве. Я слушаю, когда ее нет. Она слушает, когда меня нет. Знаете, музыкант живет какой-то своей внутренней музыкальной жизнью. Я вот с вами разговариваю, а у меня в голове крутится какой-то фрагмент, и мне нужно найти правильный нюанс, нужный образ. А музыка, которая здесь играет, она может мне мешать. Она не может, а мешает. Поэтому когда я еду в машине, у меня музыка не играет. Изредка я ставлю диск, когда мне композиторы присылают свои новые сочинения и мне нужно их прослушать.
— Какие планы на лето и как вообще любите отдыхать?
— Я люблю отдыхать дома. На Дальнем Востоке. Я вырос на Тихом океане. И у меня там родители, и они уже нас ждут: меня, дочку, супругу. Там очень пышная природа, море, сопки, горы...
— А Омск как город вам нравится?
— Мне главное, чтобы была интересная работа. А работа меня здесь устраивает, хороший оркестр, хорошие музыканты, хорошие люди. Люди мне нравятся в Омске. В каждом регионе России свой какой-то характер. На юге люди более открытые, эмоциональные, но взрывной характер; в средней полосе страны люди скрытные, очень подозрительные. В Омске мне нравится то, что сибиряки очень конкретные, деловые, зря на ветер слов не бросают.
Олеся Фетисова