Билли Новик

«Самое сложное в жизни — быть собой»

Немного смерти, немного любви. Зато много музыки и свободы. 22 ноября на сцене омской «Атлантиды» главный джазовый романтик страны Билли Новик вновь возьмется за свой контрабас, чтобы покорить публику пронзительным звучанием струн своей души. А пока — немного откровений в интервью с сайтом Заотдых.

Паломничество Билли Новика

— Какие песни вы привезли в Омск в этом году? 

— На этот раз мы решили устроить в «Атлантиде» «Квартирник»! Это будет совершенно необычное шоу. Все, кто был на наших концертах ранее, увидят «Billy`s Band» в абсолютно новой программе. И конечно, мы сыграем свои любимые песни. Как правило, они совпадают со вкусами публики. Это наши старые и добрые композиции, с которых все начиналось, и новые, которые уже успели стать родными. 

— Как изменился стиль «Billy's Band» с момента создания группы? 

— Изменился уже 3 или 4 раза. Мы начинали как «похоронный диксиленд с бесконечным хэппи-эндом», затем появилась гранж-рок линия, которая незаметно переросла в песенные романсы начала ХХ века. Дальше — «романтик-алкоджаз», который теперь имеет еще и расширение в академический традиционный джаз. Но в нашей концертной программе собраны все этапы творчества именно для того, чтобы показать все грани непростой судьбы нашей группы. 

— Вы бывали практически во всех крупных городах России, Европы, Америки. Потешьте наше провинциальное самолюбие: что есть у Омска такого, чего нет в других городах? 

— Я приезжаю в Омск как паломник. Мне нравится ступать по земле, которая родила Егора Летова, моего главного учителя художественной словесности. Мне нравится смотреть в глаза его землякам, омичам и тем более выступать здесь. Омск, он один такой, и второго никогда не будет.

— Игра на улице — ваша излюбленная практика за рубежом. Как вам кажется, почему у нас уличные музыканты вызывают больше недоумения, чем восторга? Не так играют или не тот зритель? 

— Потому что они пьяные и не умеют играть, зато пристают к прохожим, вымогая деньги. Первое правило — не вымогать. Тогда люди сами к тебе потянутся, если ты чего-то стоишь. Вот тебе и проверка на талант и мастерство. Улица — отличный учитель и экзаменатор. Хочешь узнать, чего ты стоишь в этой жизни, — иди на улицу.

— Джаз в России сейчас переживает эпоху подъема или спада? На каких современных джазменов стоило бы равняться?

— Джаз переживает резкий подъем в столицах. Вообще это не «рабочая» музыка. А если учесть, что настоящих рабочих в стране становится все меньше, то и джаз расцветает. Стоит равняться на Андрея Зимовца, Николая Сизова, Ивана Васильева, Константина Хазановича, Максима Титкова, Кирилла Бубякина, Сергея Долженкова, Гария Багдасарьяна, Егора Крюковских и Николая Затолочного. Сейчас хороших джазменов все больше.

«Люблю и обнимаю контрабасы»

— Давайте поговорим о соотношении «форма-содержание». Вы не раз говорили о том, что главное в песне — это слова, а музыка — это то, что их обрамляет, то есть упор делается на внутренний компонент. Однако ваши выступления — всегда феерия, всегда шоу, которое сражает именно способом подачи материала. Как бы вы объяснили такой парадокс?

— Я говорил о записях и написании песен. Но в концерте, живом действии, конечно, совсем другие законы. Здесь важна атмосфера, и есть тысячи способов ее создать. Зритель не всегда способен это заметить, поэтому и воспринимает многие вещи как талант исполнителя или чудо. Но на самом деле, все тоньше и сложнее, многие из нас чувствуют это подсознательно, хоть объяснить ничего и не могут. Например, я. 

— Тогда расскажите о своей коллекции контрабасов. Играете всегда на одном и том же или меняете инструменты? В коллекции есть «любимчик»?

— Жизнь разбросала мои контрабасы по всей стране, уже и счет потерял. С годами я научился принимать инструменты такими, как они есть. Времени перед концертом не всегда хватает, чтобы воспитать каждый контрабас под себя. Жизнь коротка — разумнее самому подстраиваться под контрабас. Всех их люблю, ценю и обнимаю.

— У «Billy's Band» немало каверов. Что для вас кавер-версия: то, что продлевает песне жизнь, или дарит ей новые смыслы?

— Теперь уже не знаю. Мне казалось так раньше. А сейчас я думаю, что это дань уважения к авторам, создавшим произведение. 

— А как вы относитесь к импровизации? 

— В джазе в момент импровизации музыкант является композитором момента. В этом и проявляется вся его сущность: душа, эмоция, знание, интеллект, мысль, нравственность, вкус, воспитание, жизненная позиция, эрудиция, темперамент. Этим импровизация и интересна.

О творческом амплуа

— Ваш сценический образ, говорят, отличается от Билли в жизни. Получается, вы не до конца честны со своей публикой?

— Самое сложное в жизни — быть собой. Во-первых, это страшно. Вдруг не пойдет, что тогда останется? Поэтому все мы пытаемся находиться в проверенных другими транзитных ролях до того момента, пока страх фиаско быть самим собой не исчезнет. Но выясняется, что в этот момент мы уже так повязаны в своем образе, что даже представить сложно, как выпутаться. Вот этим, я считаю, и пора заняться. Как выпутаться так, чтобы и себя сохранить, и людям не навредить. 

— А как же одежда из second-hand и потрепанная шляпа? Если бы не сцена и музыка, в жизни бы тоже так одевались?

— Этот образ родился в жизни, а потом уже прижился на сцене. Вообще-то я всегда был фриком, который любит идиотствовать. Мне всегда нравились бомжи! Посмотрите: все бегут на работу, а они сидят спокойно, никуда не торопятся. Люди относятся к тебе душевнее, когда ты одет как бомж, нежели как бизнесмен. Сразу происходит фильтрация ненужных людей, естественный отсев тех, кто находится под властью стереотипов и извращенных норм современности, судит исключительно по одежке. Это хорошая практика, рекомендую всем! Хочешь избавиться от ненужных людей — оденься как бомж!

— Что для вас идеал творческого человека и музыканта?

— Служение делу, осознанное служение музыке, вклад в общую красоту мироздания, а не выпячивание своей невежественной псевдоиндивидуальности.

— Ключевой вопрос нашей рубрики: как вы отдыхаете?

— Я предпочитаю поваляться дома, поделать любимые домашние дела, почитать Чехова, разобрать кладовку, насладиться фильмом, посмотреть на мир через интернет. Могу на рыбалку съездить, если компания непьющая. А могу даже съездить один.

— И наконец, где и как вы видите себя через 5, 10, 15 лет?

— В Петербурге, все ближе и ближе к родной земле. В бесконечном приближении, я бы так сказал.

Ольга Артемьева

Для справок: 530−330

Бесплатная доставка билетов: 499−401

Войти    

Регистрация·Напомнить пароль

или