Виталий Доля

«Сегодня Интернет — главный метод раскрутки»

Сторонний организатор не в состоянии «попасть» в городские билетные кассы, а «продать» в Омске концерт российской звезды намного сложнее, чем в Новосибирске. В Омске часто говорят о патриотизме, однако не крутят на местных радиостанциях песни омских исполнителей. Об этом и другом шла речь в интервью известного омского шоумена, владельца агентства праздников Виталия Доля. В основном беседа коснулась местного шоу-бизнеса.

Есть ли сейчас вообще в Омске шоу-бизнес? 

Чтобы ответить на этот вопрос, надо вообще разобраться, что такое шоу-бизнес. Шоу — это праздник, положительные эмоции, бизнес — зарабатывание денег. Если рассматривать понятие «шоу-бизнес» именно с этой позиции, то да, конечно есть. Понятно, что нашему омскому шоу-бизнесу очень далеко даже до соседнего новосибирского и уж тем более намного дальше до московского. У нас он особенный, со своими нюансами и традициями. 
Нюансы в том, что в нашем городе силён местный менталитет и всё новое приживается очень сложно. Это первое. Так что как-то попытаться внедрить в Омске интересные вещи, привезти какие-то большие альтернативные коммерческие спектакли, либо сделать какие-то интересные коммерческие шоу-проекты довольно сложно. Есть определённый ряд позиций, по которым можно определить, будет успешным шоу-проект или нет. Например, проведение концерта какой-то звезды в Омске. Это тоже шоу-бизнес — мы привозим звезду и получаем за счёт этого деньги. Но для прокатчиков, которые занимаются этой работой, есть ряд проблем. Во-первых, наличие у них касс, где можно распространить билеты на концерт. Попасть в те кассы, которые сейчас есть в городе, практически невозможно. То есть если я привожу звезду, арендую зал, ну, для примера — органной и камерной музыки. Или Концертный. Так вот попасть в кассы с этим концертом у меня шансы практически равны нулю.

Но какие-то билеты там продаются, мы это видим…

Они продаются, если прокатчик — «свой». То есть давно вхож туда, имеет какие-то договорённости, коммерческие прежде всего. Новым людям протиснуться туда практически невозможно. Какие бы условия распространителям ни предлагали. 

Точно так же если мы делаем какой-то местный проект — скажем, Омская резиденция Деда Мороза. Проведение новогодних спектаклей для детей. В прошлом году я сам делал этот проект в одном из торговых комплексов. Почему именно там? Потому что аренда площадки намного ниже, чем если арендовать какой-то ДК. Но тут возникает другая проблема — как продать билеты? Единственная точка распространения билетов — это сам торговый комплекс. Поэтому если рассматривать омский прокатный шоу-бизнес, с концертами и спектаклями, то попасть в него практически невозможно. Здесь устоялись свои особенности и работают свои люди. А вот если рассматривать шоу-бизнес с точки зрения организации и проведения свадеб, праздников, юбилеев, неких площадных проектов, то там всё намного проще. 
При этом «продать» концерт, скажем, Валерии или какой-то другой звезды в Омске сложнее, чем в Новосибирске или Тюмени — именно из-за низкой платежеспособности публики.

Омские группы — в комфорте

А я ещё имел в виду рынок местных эстрадных исполнителей. Насколько он обширный и как артисты на нём себя чувствуют? 

Омские исполнители есть, к сожалению, их не так много, как, например, в 90-е или 2000-е годы, всё меньше появляются на больших сценах некогда многими любимые коллективы, например, «Старое кафе», «Ночной визит»… Почему? Не потому что они стали меньше работать, а потому что стало меньше площадных концертов. 
К примеру, возьмём День города — самый главный праздник Омска — и посмотрим срез с 1995 по 2000 годы. Тогда артисты могли проехать за один день до 10 площадок. Это выглядело так: по улице Ленина, у Речного вокзала, у драмтеатра стояло очень много сцен. И та или иная группа, выступив на одной сцене, переезжала на другую. Таким образом и набиралось много выступлений. Конечно, это влияло на популярность группы. И каждый омич знал уже названное «Старое кафе», «Ночной визит» и так далее, называть их можно долго. Сегодня количество таких площадок резко сократилось. Возьмём День города в 2014 году. Сколько было таких концертных площадок? Всего около трёх. Конечно, туда уже не приглашают названные местные группы. А мне очень обидно, потому что они внесли очень большой вклад именно в развитие нашего омского шоу-бизнеса. Например, он заключался в песнях про наш город. Мы говорим о патриотизме и воспитании городского патриотизма, но почему-то забываем, что патриотизм в том числе воспитывают и песни. Почему, допустим, на омских радиостанциях не слышим сейчас песни про Омск? А ведь их написано около 250. И вот тут спасибо Алексею Гализдре, который продолжает попытки взбудоражить местный шоу-бизнес и музыкальную среду, что он несколько лет назад принимал участие в выпуске диска песен про Омск. К сожалению, мы не видим эти диски в продаже, не слышим песни про Омск в эфире, и задаёмся прежним вопросом — «Почему же у нас город непатриотичный и молодёжь из него уезжает?»
Но если подытожить этот вопрос, то те омские группы, что сейчас есть, чувствуют себя достаточно комфортно. Есть группа «Стерео» с шикарным вокалистов — очень популярна и востребована, есть группа «Ая», которая прославляет наш город далеко за его пределами, постоянно ездит по гастролям — то на Севере, то в Москве. Но хотелось бы, конечно же, чтобы групп было больше.

Сколько стоит раскрутка? 

Можно ли в Омске с «нуля» стать звездой местного масштаба? Если да, то сколько это может стоить сейчас?

Можно. И можно зарабатывать тогда достаточно денег, чтобы чувствовать себя комфортно, как раз пример — группа «Стерео». Она раскрутилась буквально за несколько лет, стала очень популярной за счёт вывода на рынок уникального предложения. Вокалист Юрий Шиковец обладает голосом уникального диапазона, такого в Омске не было. Людям стало интересно. То есть для того, чтобы стать звездой в Омске, нужно предложить что-то особенное. Что-то очень интересное и нестандартное. Вот тогда первый кирпичик популярности будет заложен. Второй кирпичик — конечно, ротация. Либо на телевидении, либо на омских радиостанциях. Но, как показывает практика, без неё можно обойтись. Достаточно «светиться» на различных праздниках. Как раз путь участия в акциях и концертах и является на сегодняшний день, наверное, единственным возможным способом без денег стать знаменитым. 
Если же делать ставку на деньги, то какая тут может быть сумма? 
Всё зависит от цели. Если цель — очень быстро получить популярность, то, наверное, можно в Омске это сделать, вложив в раскрутку около миллиона рублей. Эти деньги пойдут, конечно же, прежде всего на рекламную компанию. Но нужно не забывать, что привычные нам СМИ — ТВ и радио — сейчас вытесняет Интернет. Можно разграничить целевую аудиторию шоу-бизнеса. Это молодёжь и это люди среднего поколения. Они разные по материальному достатку. Так вот какая аудитория нам интересна, ту и берём и в неё исполнителя продвигаем.

Интернет, конечно, сильный метод раскрутки. Но согласен ли ты, что там можно и потеряться, поскольку куча исполнителей предлагает себя аудитории?

На сегодняшний день он является главным инструментом раскрутки. Я приведу пример — замечательный дуэт «Боня и Кузьмич», который стал популярным благодаря своим ремейкам на европейские песни и клипы. Сейчас каждый его ролик за считанные часы набирает по миллиону просмотров. Ребята не вкладывали никаких денег, они просто делают нестандартный продукт, который нравится целевой аудитории, молодёжи. И сейчас они уже активно, если можно так сказать, «светятся» на больших премиях, например, «Муз ТВ». Что тоже говорит об их раскрутке и успешности.

Давай вспомним ещё героев 90-х — того же Гализдру, группы «Мамочка», «Ярмарка», «Бэтмен». Кроме названных тобой методов как ещё они пробивались, как добивались популярности?

Приведу пример группы «Ночной визит». Раньше, если многие помнят, был телеканал «Агава», и для группы одним из инструментов продвижения были показы её концертов на этом канале. Показывали его несколько раз. И лет 15 назад ТВ смотрели намного больше, чем сегодня, и в этом был рецепт успеха, секрет популярности. Сейчас группа чувствует себя великолепно, у неё часто меняется программа, но возвращаясь к тому, что мы говорили о патриотизме, у нас есть своё, которое достойнее многих московских звёзд, и о нём хочется говорить, это хочется показывать. Вот тогда омский шоу-бизнес будет продолжать развиваться. Сегодня в этом нуждаются его аксакалы — и «Ночной визит», и «Ярмарка», и «Старое кафе». 
Конечно, большой молодец Алексей Гализдра, который создал свой телепроект «Народная студия» — тоже уникальный продукт, и сейчас именно за счёт уникальности он снова набирает обороты.

Есть ли какие-то особенности у раскрутки рок-групп? 
Тут надо понимать, что у них своя целевая аудитория. Там всё довольно просто — группа должна понять, где тусуются любители рок-музыки, придти к ним с бесплатным концертом, показаться себя. Если продукт интересен, уникален, его волной подхватит и буквально за считанные месяцы группа станет популярной.

Двойной кризис

Твой бизнес во многом касается ведения свадеб. Что сейчас интересного происходит в Омске в этой сфере?

Омский свадебный бизнес, точно так же как и в целом российский, сейчас переживает период двойного кризиса. Первый кризис — общеэкономический. Второй — демографический. По статистике сейчас играют свадьбы дети 90-х. Это дети того времени, когда многие школы не могли набрать даже один первый класс. Сегодня количество молодых, а значит, и количество свадеб снизилось в разы. Тем не менее они сегодня есть и свадебный бизнес, и его специалисты, которые вкладываются в свое развитие, смотрят немного вперед и чувствуют себя прекрасно. Есть такая фраза среди них, которая уже устоялась — «Если нет заказов — нужно заниматься саморазвитием». Посещать различные мастер-классы, тренинги, профессиональные конкурсы, немного вкладывать в себя. Потому что кризис закончится и тогда каждый сможет сказать: «Да, за это время я стал на голову выше самого себя». Так они и делают.

Кирилл Янчицкий
Фото из личного архива Виталия Доля.

Войти    

Регистрация·Напомнить пароль

или